Опенкина (Шендерович) Сильвия Семеновна

Раздумья у памятника

Каждый раз, когда прихожу к Мемориалу боевой славы и трудовой доблести - этому святому месту для тысяч березовчан, сердце наполняется гордостью за родной город, Прекрасный и величественный монумент воздвигли жители Березовского в память о местных героях фронта и тыла, отдавших свои жизни в борьбе за свободу и счастье нашей Родины. Хорошеет это место год от году. Площадь да и сам памятник все более благоустраиваются, обновляются.

Строгое величие архитектурного ансамбля всегда наводит меня на раздумья. Что, в сущности, есть этот памятник? Застывший в камне миг истории. Миг, длившийся 1418 дней и ночей, наполненных гулом войны, смертью и кровью, геройством миллионов советских людей. И чем дальше от нас огненные годы войны, тем отчетливее встает перед нынешним поколением величие народного подвига. Поэтому-то каждое имя отдавшего жизнь за наше поколение становится нам по-особому дорого. Те, кто пали на фронтах в годы Великой Отечественной войны, одержали победу не только над фашизмом, они победили смерть, заслужив себе бессмертие.

...Мягко шелестя листвой, о чем-то шепчутся березы, клены, ясени. И легкий шарох тревожно щемит душу, как будто слышу - в нем шелест бумаги, свертываемой солдатом в треугольник. И в памяти встают строки из фронтового письма горняка-стахановца Василия Савельевича Шампорова.

«...Пока наши руки гнутся, и кровь в жилах течет, будем рваться на запад и спуска врагу не дадим. Если жив останусь., встретимся, а если умру, то только храброй смертью. И ты, Клавочка, будешь гордиться мною, и Родина будет помнить и славить нас...».

Такой же жгучей ненавистью к фашистам и безграничной любовью к Родине дышат сохранившейся письма фронтовиков березовчан-комсомольцев: Вити Журавлева, Геннадия Воеводина, Лени Басова, Ипполита Некурящих, братьев Якова и Александра Шпильберг, Станислава Куклинского, Петра Румако и многих, многих других. Для них труд и бой, жизнь и смерть во славу Отчизны имели одинаково глубокий и благородный смысл...

Из ныне живущих в Березовском вряд ли кто помнит, что на месте, где сейчас возвышается мемориальный ансамбль, когда-то стояла большая казарма для наказаний мастеровых. Конечно, и мне на своём веку не довелось увидеть эту казарму, но по архивным документам явственно представляю убогое строение, служившее тюрьмой для непокорных горнорабочих, где по любому поводу надзиратели учиняли произвол.

Вспоминаю записи в документах 1758 года.

«Над Василием Липиным за побег с работы учинить жестокое наказание кнутом и, вырезав ноздри, в числе вечных каторжников употреблять при здешнем заводе в тягчайших работах...».

«Рудокопщика Ивана Титова за побег из экспедиции наказать публично кнутом и, вырезав ноздри, сослать, куда надлежит...».

Непокорным духом отличался березовский мастеровой люд испокон веку. В формулярных списках Березовского завода против большинства фамилий стояли записи: «неоднократно бит батожьем и плетьми». Палачи усердствовали. В донесениях полиции часто сообщалось, что многие из наказуемых во время экзекуции волей божьей умре».

Да, и впрямь, потом, кровью и слезами обильно полита земля березовская.

Имела ли жизнь и смерть этих несчастных какое-то значение в истории? Безусловно, да. Зверские расправы над товарищами по труду звали живущих к мщению, к борьбе. И не удивительно, что с первых дней существования бврезовской золотой каторги здесь не прекращалась классовая борьба. Самое крупное выступление мастеровых было в 1820 году. Тогда свыше трех тысяч горняков Березовского и Пышминского заводов в течение почти полугода не выходили по воскресеньям на работу. Ни уговоры церковных священников, ни угрозы администрации не сломили духа бунтовщиков. На их усмирение осенью 1820 года были призваны регулярные войска. 486 горняков, отказавшихся дать подписку о согласии работать в воскресные и праздничные дни, были избиты до полусмерти и брошены в тюрьмы.

И все же борьба была не напрасной, она дала результаты. Из столицы, где рассматривали дело о волнениях березовских мастеровых, в 1823 году пришло указание: «не употреблять рабочих на Березовских заводах в дни воскресные и больших праздников без чрезвычайной надобности». Это было одно из крупных выступлений трудящихся России в первой четверти XIX века.

...28 октября 1917 года в Березовском была провозглашена Советская власть. Потом гражданская война, годы белогвардейского разгула, сотни жертв контрреволюции, снова кровь и смерть... В истории маленького уральского городка, как в капле воды, отразилась история Советского государства. В рядах борцов за новую, справедливую власть мужественно боролись сотни березовчан. В честь их немеркнущего подвига в сквере у школы № 33 установлен именной памятник. Но «еще не всем венки отлиты».

В штольню старой Комаровской шахты в год белогвардейского господства враги сбрасывали десятками политзаключенных екатеринбургских тюрем. Там пока нет памятника, но верится, что и туда проляжет тропа благодарных потомков, чтобы положить к подножию монумента цветы.

...Летний воздух наполняется вечерней прохладой. С трудом вырвалась из плена воспоминаний. Пора уходить, а не хочется. Хорошо тут, у Мемориала. Вот завороженный голубым всплеском вечно немеркнущего огня остановился у подножия памятника малыш. Ему пока невдомек, что все это значит, что за этим стоит. Ничего, подрастет - узнает...

Будущее. Оно в глазах этого ребенка и вон в тех кранах, что вздымаются ввысь над новостройками Советского поселка. Растет город. Растет наша смена. Она будет не хуже нас. Такова диалектика жизни...

С. ОПЕНКИНА, краевед
// Березовский рабочий. – 1978. – 8 июля. – С. 2

к началу