Маркова Лидия Ивановна

Слово о Клюшниковой Елизавете Петровне

Громадную роль в развитии культуры, истории любого народа сыграло устное слово. Благодаря ему из глубины веков дошли до нас в виде сказаний, былин, песен через сказателей, гусляров, песенников исторические события, культура, быт, обряды народов. Они не только передавали народу, что слышали от старшего поколения, но и составляли свои сказания, песни, нередко в своей редакции обрабатывали произведения известных литературных авторов.

Не пересохли родники народного творчества и в наши дни, и на нашей уральской земле. Так, вот уже пятьдесят восьмой год на березовской земле бьет ключик народного творчества в душе нашей землячки Елизаветы Петровны Клюшниковой, своеобразной сказительницы, поэтессы.

Родилась она 2 января 1915 года в Екатеринбургской тюрьме, куда была посажена ее мать за доставку в Екатеринбург печатного шрифта для революционной организации.

Родословная Клюшниковой Е. П. идет из деревни Булдаково, ныне входящей в Богдановический район Свердловской области. Здесь родились ее бабушки, которые занимались ее воспитанием. Особенно большое влияние оказала на живой любознательный ум маленькой Лизы бабушка по линии отца – Юлия Петровна Деревина, от которой она и получила «фольклорное воспитание».

В длинные осенние и зимние вечера любили петь в этой семье – пела мать, пели бабушки, подтягивала им и Лиза. Но не только песни переняла Елизавета Петровна от бабушек. Слышала она от Юлии Петровны и былину «Про Илью Муромца на Каменном Поясе», песни о декабристах, которые до 50-х годов не знали на Урале и впервые были записаны со слов Клюшниковой Львом Христиансеном – руководителем и создателем Уральского народного хора. На вопрос: «Откуда она взяла все это?» – Елизавета Петровна говорит: «Не только эти стихи и былину, да еще с десяток легенд и притч рассказывала мне бабушка. Откуда она их брала, я не интересовалась, в ум не пришло узнать, вот в чем моя вина. Я не знаю, слышала ли она былину от кого-то, или сама сочинила. Сейчас ее нет в живых – не опросишь. А записать ее богатство никто не удосужился, да я и сама не думала-не гадала, что это – ценность и подробностей не выспрашивала».

Многое, услышанное от бабушки, созданное ею самой, стало народным, стало сказками ее души. Она занималась в школе шесть с половиной лет, а к 16 годам закончила курсы дошкольного воспитания, став инспектором по дошкольному образованию. В те далекие, тридцатые годы, для работников дошкольного воспитания не было сложившихся программ, тем более не было методической литературы. Вот здесь и пригодились литературные способности молодому педагогу. Сказки, песни, стихи, которые она сочиняла для детей очень пригодились.

В 1935 году Елизавета Петровна с мужем приезжает в город Березовский, где и проживает до настоящего времени.

Вначале она работает в садике при Березовском руднике, а в годы Великой Отечественной войны переходит на работу в производственные цеха. После войны – она домохозяйка: в семье было шестеро детей.

Все свое свободное время Елизавета Петровна отдает литературе, пишет стихи, басни, частушки, сказки, которых особенно много. Ею написано более трехсот песен. Она сочиняет стихи для стенгазет и агитбригад. Ее творчество заинтересовало общественность, она была приглашена на семинар в Свердловский дом народного творчества.

В 1950 году судьба свела ее с Уральским народным хором, созданным в 1944 году. Это сотрудничество продолжалось до 1965 года. Музыку к текстам ее песен писали известные уральские композиторы.

Особенно плодотворным был ее союз с Евгением Родыгиным. К некоторым своим песням она сама создавала музыку и ее песни исполнял Уральский народный хор. В исполнении хора ее песни звучали с самых известных сцен, были лауреатами конкурсов и всесоюзных смотров. Уральский хор исполнял ее песни в Болгарии, Румынии, Польше.

О Елизавете Петровне начали писать как о народной песеннице-сказительнице. Она сама начала серьезно заниматься фольклором, ездила по деревням области, собирала крупицы народного творчества. За время ее активной творческой деятельности с Уральским, хором, уровень ее поэтической культуры вырос. Она стала внимательнее приглядываться к окружающему, стала вникать в жизнь родного города, которому она посвятила много строк, прославляя труд тех, кто хорошо работал, бичуя нерадивых. А регулярное общение с поэтами, композиторами-песенниками стало для нее своеобразной школой мастерства.

Восемь лет, в 60-70-е годы, Клюшникова была литературным сотрудником редакции газеты «Березовский рабочий». Очень активно она в ту пору вела при редакции литературный клуб, где собирались молодые ребята – Иван Малахеев, Алексей Антонов и люди более старшего возраста – врач Карпинский И. В., горный мастер Черноскутов Н. С. Стихи многих впервые увидели свет на страницах городской газеты.

Творчество же самой Клюшниковой без малого 60 лет радует березовчан. Оно разножанровое: это проза и стихи, сказки, притчи, юморески и частушки. И на всем – печать народности, с присущими ей богатством и живостью языка, образностью, композиционными и стилистическими особенностями.

Несмотря на возраст, она сохраняет ясную память, многие произведения помнит наизусть, по-прежнему выступает на страницах городской газеты, пишет новые сказки для детей.

Ее любовь к поэзии унаследовал старший сын Юрий, который выпустил несколько книжек для детей.

Пройден большой участок на жизненном пути Елизаветы Петровны, но мечта ее – издать свою книгу все не сбывалась. Наконец ее мечта сбылась. Мы, березовчане, почитатели ее творчества, можем взять в руки книгу нашей талантливой землячки, насладиться ее творчеством и поздравить ее автора с выходом книги в жизнь.

Л. И. МАРКОВА, краевед.
// Е.Клюшникова. Избранное. – Березовский: Березовская типография, 1992. – С. 5-7

к началу