«Круглый стол» собрал энтузиастов
Пожелтевшие папки с историческими летописями, пионерский галстук, лапти - все это можно найти в школьных музеях, руководители которых по крупицам собирают и хранят эти раритеты. Одни ученики лишь изредка заглядывают сюда, чтобы справиться с заданием по истории, другие эту историю пишут - собирают информацию о сражениях, ветеранах, о прошлом своей школы и города.
В преддверии Международного дня музеев в редакции газеты «Березовский рабочий» состоялся «круглый стол» на тему «Воспитание патриотических чувств посредством музейного дела». В обсуждении темы участвовали директор музея истории золотоплатиновой промышленности Урала И. Максимова, руководители музеев лицея № 7, гимназии № 5 и школы № 9, заместитель начальника управления культуры Д. Ерин, и заместитель директора туристического агентства «Aurum» В. Бирюкова.
Считается, что патриотами не становятся, а рождаются. Но все участники «круглого стола» сошлись во мнении, что колыбель воспитания патриотизма и нравственности - семья, однако и музейная работа играет в этом деле далеко не последнюю роль.
Людмила Михайловна Фокина, руководитель музея лицея №7, уже двадцать пять лет занимается со школьниками музейным наследием и смогла вырастить не одно поколение патриотов:
- Интерес у ребят есть, особенно у малышей. Они несут материал о своих дедах и прадедах. Формируется актив школьников.
Однако школьники уходят, меняется актив музея, нет заинтересованных молодых педагогов, которые могли бы перенять опыт и знания нынешних руководителей. Вопрос о подготовке преемников заботит всех. В школах нет ставки руководителя музея, а совместительством больших денег не заработаешь, поэтому у руля стоят настоящие энтузиасты. В гимназии №5 заведует делами историческими Алевтина Петровна Вагина:
- Сейчас набираю новую группу, приходят все, кто желает. Наш музей имени 40-й Гвардейской стрелковой дивизии, поэтому в годы становления музея мы с учениками даже организовали экспедицию по местам ее сражений. Такие формы изучения истории нравятся детям.
К основной работе музея добавляется своя «изюминка». Так, в лицее №7 второй год проходит «Шахтерский огонек»: учащиеся лицея ведут работу по сбору информации о шахтерских династиях. В гимназии № 5 «Марковский турнир» помогает собрать материал о знаменитых людях города, а музей школы № 9 заинтересовался народными промыслами.
- У нас большая коллекция предметов быта, - рассказывает Галина Александровна Ахметханова, - широко представлены ремесла, летопись пионерской организации. Для пополнения фонда мы проводили конкурс «Подарок музею». Ребята приносили старинные вещи для музея. Это вылилось в настоящий праздник.
В отличие от школьных музеев, которые сейчас активно развиваются, городской музей золотоплатиновой промышленности Урала переживает нелегкие времена. Ирина Анатольевна Максимова, директор музея, рассказала о некоторых проблемах:
- К сожалению, музей уже год не работает. Нет возможности перенести экспонаты в другое помещение. А в существующем готовится капитальный ремонт. Судя по объему работ, он протянется очень долго. Но сотрудники музея работают: проводят сверку экспонатов, разыскивают те, что когда-то были переданы в дар школьным музеям – работы хватает, но она бумажная, а мы привыкли к живому общению с посетителями. Во время ремонта будут создаваться новые экспозиции.
Музеям приходится приспосабливаться к современным условиям: не так-то просто привлечь ребят рассказами о военном прошлом, поэтому все согласились с тем, что форму подачи материала нужно разнообразить.
- Есть такое понятие, как музейная педагогика, - рассказывает Вера Васильевна Бирюкова. - Что-то подобное я видела в Челябинском музее. Удивилась, когда наблюдала, что в музей заходят школьники целыми классами. Оказалось, что у них поход в музей - форма урока. Определенные темы школьной программы они просматривают в музее. У нас создан и действует в учебной шахте ВГСЧ музей золота России. Мы рассказываем об историческом прошлом нашего города в естественных условиях.
Общение с ветеранами, афганцами, походы, подготовка фильмов о березовчанах - все это, по мнению руководителей музеев, сможет заинтересовать молодежь.
Ребята, которые так или иначе соприкасаются с историей жизни города: находят новые факты, имена, события, неизвестные ранее, становятся намного богаче: они знают, что их руками написана одна, пусть маленькая страничка в огромной летописи нашей общей жизни.