Краеведческая работа и туризм

«И творцы, и летописцы мы истории самой»

В феврале проходили городские краеведческие чтения в рамках патриотического воспитания. Учащиеся подготовили интересные и содержательные рефераты. Всех присутствовавших поистине заинтересовало выступление учащейся 9 класса ОУ № 32 Ларисы Опариной на тему «Слово о директоре школы № 32». Сегодня мы предлагаем только часть ее работы о Марии Николаевне Шакировой, которая уже на пенсии, но продолжает трудиться в школе. Она преподает историю и является руководителем школьного музея.

Мария Николаевна - постоянный участник городских и областных конкурсов. И не только! Международное историко-просветительское общество «Мемориал», совет по краеведению Российской академии образования, кафедра региональной истории и краеведения и центр устной истории Российского государственного гуманитарного университета проводят ежегодный исторический конкурс для старшеклассников «Человек в истории. Россия - XX век».

В жюри конкурса входят известные историки, деятели науки и культуры. Для подведения итогов конкурса победители были приглашены в Москву. Учителя и наставники, помогавшие ребятам, также отмечены. Среди них была и Мария Николаевна Шакирова.

А. ХАМАТЬЯНОВА, методист СДЮТ и Э.

ВТОРЫМ директором нашей школы стала Мария Николаевна Шакирова. Год рождения - 1933. Образование - высшее. Стаж педагогической работы - 46 лет. Стаж директора - 15 лет. Награды - юбилейная медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина», значок «Отличник народного просвещения», медаль «Ветеран труда».

Собирать и обобщать информацию о Марии Николаевне было легко, так как она предоставила мне изобилие документов об этом периоде своей работы, щедро делилась воспоминаниями. Трудность была в том, как изложить материал, чтобы мой рассказ был таким же пылким, эмоциональным, как ее рассказ.

В ее архиве я обнаружила массу любопытного и увлекательного. Печатные статьи в местной газете «Березовский рабочий» и областной газете «Уральский рабочий», отзывы городского отдела народного образования, администраций Монетного и Березовского, коллег и учеников как о педагоге и руководителе, 72 грамоты от администрации поселка, Березовского городского и областного отделов народного образования, министра просвещения СССР Прокофьева и Всесоюзного общества «Мемориал», из них 30 - за директорскую работу. В ее трудовой книжке 56 благодарностей...

ПЕРЕДО мной план работы школы № 32 на 1987-1988 учебный год. В нем 197 страниц, а также еще 50 страниц перспективного планирования деятельности школы на двенадцатую пятилетку. Определены цели, задачи, пути их решения. Четко прописаны функции от директора, заместителей, учителей, учащихся до младшего обслуживающего персонала. Обучаясь в школе вот уже девятый год, я и не подозревала, какой объем управленческой работы существует у директора. Ведь все дела руководителя остаются у нас, учеников, за кадром. И только столкнувшись с документами, я поняла, как трудно и сложно быть администратором: правильно определять поле деятельности, не упуская главного, не забывая о мелочах.

А вот - режим работы школы, где четко определены функции всех структурных подразделений учреждения, администрации, классных руководителей, ученического самоуправления. Далее - многочисленные инструкции, методические рекомендации, памятки по управлению всем учебно-воспитательным процессом. Я поинтересовалась у педагогов, работавших под руководством Марии Николаевны, что это - диктатура руководителя? Не ограничивала ли она их инициативы? Ответ был прост:

- Нам определялись генеральная линия и срок. А во всем остальном ты - творец!

И в этом плане я поняла Марию Николаевну, когда она сказала:

- Никогда нельзя выполнить работу на «хорошо» или «отлично», если ты не разобрался в сути проблемы, не сумел выбрать правильный путь ее решения.

Дойти до сути решений любой проблемы, какой бы она ни была - большая или маленькая, - это кредо М. Н. Шакировой.

В одной из папок - планы работы 19 клубов и штабов ученического самоуправления. Клубы «Знание», «Кем быть?», «Товарищ», штабы «Правопорядок», «Труд»...

- В школе не было рядовых учеников. Все ребята были руководителями или членами актива детских организаций по интересам. Каждый носил эмблему своего клуба или штаба. В этом разновозрастном коллективе каждый знал: кто есть кто. И это было здорово! - поясняет Мария Николаевна.

БЕСЦЕННЫМИ кажутся материалы «Из опыта работы школы по научной организации труда школьников с 1 по 10 класс. Учись учиться». В них даны рекомендации по культуре умственного труда. И я подумала, как же мы мало знаем об этом направлении ее деятельности. Быть может, отсюда наши промахи и неудачи в учебных делах. А сколько методических разработок, сценариев мероприятий, которые были проведены в школе в период ее руководства, - на счету М. Н. Шакировой! В папке «Разное» я нашла 19 сценариев к юбилеям, разработанных Марией Николаевной в адрес учителей, друзей. Представьте, скольким часам равнялся ее рабочий день, когда она еще и находила время сказать нужные, теплые, сердечные слова, характерные только для этого человека.

И здесь ее знаменитые «шакиризмы»: «Мне бы ваши годы...», «Думай о деле», «И все-таки хоть хуже, но по-моему» и т.д.

Но больше всего меня поразил «Кодекс руководителя», который, как мне сказала Мария Николаевна, был отпечатан и лежал на столе под стеклом вместе с режимом работы директора и режимом работы школы. Огорошили первые же строчки: «Директор - это главная лошадь. А лошади-то разные бывают. Есть коренники, они и сами тянут, и пристяжных заставляют тянуть, ни на кого не надеются. А есть головники - не тянут, а впереди бегут, бегут и скорость задают».

Судя по тому, как трудилась Мария Николаевна в роли директора, она была той силой, той лошадью, которая и тянула, и заставляла, и сама бежала впереди, и скорость задавала другим, кто в одной упряжке с ней был. Ведь не зря же она родилась в год Лошади. А вчитываясь в 13 пунктов кодекса, я поняла, по какой высокой планке она сверяла себя ежедневно целых 15 лет. Такое под силу только твердому в своих убеждениях человеку, профессионалу высокого долга и ответственности. «Наша школа - ее детище. Кажется, она знает, где какая доска скрипит в школе, где гвоздь торчит. Ее душа не спит спокойно. Мария Николаевна не может стоять на месте, у нее планов громадье!» - из юбилейного поздравления Марии Николаевне бывшего директора по учебной части Татьяны Михайловны Плотниковой.

ДЕВИЗ М. Н. Шакировой - совершенствовать! Школа реорганизована в среднюю. Создана кабинетная система. Пионерской дружине присвоено имя Степана Герасимовича Пичерова. Реорганизован пришкольный участок. Введено школьое самоуправление. В микрорайоне функционирует социально-педагогический комплекс. Открыт школьный музей. Переоборудован спортивный зал. Построены площадки - спортивная и по начальной военной подготовке. Юноши 10-11 классов проходят производственную практику на шефствующем предприятии с последующим трудоустройством там после окончания школы. Школа - одна из лучших и передовых в городе.

Постоянный поиск, постоянное творчество! Мне особенно понравились слова Татьяны Михайловны, когда она говорила о том, что при всем Мария Николаевна - мама троих сыновей, появление которых никто в школе и не заметил.

- А как вы успевали справляться с таким объемом работы, ведь как у всех в резерве у вас только 24 часа в сутки? - спрашиваю Марию Николаевну.

- Мне очень повезло с мудрым и вдумчивым педагогическим коллективом. Под стать учителям были и ученики, задорные, смелые в своих помыслах, легкие на подъем в любом деле. Бесценна была помощь родительского коллектива, который 10 лет возглавляла Алевтина Александровна Бекшаева. Опыт ее работы обобщался на уровне области. Удивительной была моральная и материальная поддержка базового предприятия и его директора Валентина Николаевича Лапина, председателя социально-педагогического комплекса.

Ответ достоин настоящего руководителя, который свой успех видит в поддержке коллектива единомышленников. На таких держится народное образование. О таких говорят: «Они от Бога».

Лариса ОПАРИНА, учащаяся ОУ № 32.
НА СНИМКЕ: М. Н. Шакирова с участниками
городских краеведческих чтений.
Фото А. Хаматьяновой
// Березовский рабочий. – 2002. – 20 августа. – С. 3

 

к началу