Краеведческая работа и туризм

Народ, изучающий город, - интеллигентный народ

Антипины, Ершовы, Середкины, Устюжанины. Это же исконно березовские фамилии, скажете вы, и будете совершенно правы. Список из 1600 фамилий мастеровых березовского завода конца 18 - начала 19 века привез на научную конференцию, состоявшуюся на днях в городской библиотеке, председатель Уральского историко-родословного общества Ю. Коновалов. Проанализировав документы двухсотлетней давности, Юрий Витальевич сделал вывод: фамилии эти - типичные для Верхотурья и Тюмени. Часть других появилась из тех уездов, где шел активный рекрутский набор на золотые рудники. Да-да, оказывается, в рекруты брали не только для военной службы на 25 лет, после чего, как мы привыкли думать, русские мужики возвращались домой глубокими инвалидами. На Урале все происходило несколько иначе. "Призывников" часто направляли на горные предприятия, которые испытывали дефицит рабочих кадров. В 1806 году в Березовский завод попало 1442 рекрута. Одни закрепились здесь надолго, других со временем отправили-таки на военную службу. А вот 100 человек за пять лет умерли - видно, жизнь на золотом заводе была далеко не сахар.

В 1810 году прошел еще один рекрутский набор. Прибыли на добычу драгметалла 228 новобранцев, их фамилии повторяли фамилии солдат предыдущего набора. Значит, в основном это были земляки. Поступал народ в Березовский завод и с предприятий Ирбита, Екатеринбурга, Нижних Серег. Крепостные крестьяне из приписанных к заводам территорий автоматически становились здесь государственными работниками. То есть их социальный статус повышался. В середине 18 века население нашего поселения резко возросло благодаря массовому переезду сюда жителей северных районов нынешней Курганской области, в том числе - Ольховской слободы.

Немалую часть населения завода составляли заключенные. В основном они были приговорены к сибирской каторге, но уральским властям разрешалось часть из них оставлять для работ на горных предприятиях. Тем из каторжан, что вели себя примерно и исправно трудились, было позволено заводить семьи. Дети же их сразу зачислялись в масте­ровые. Фамилии могут рассказать и о национальной принадлежности первых золотодобытчиков. В основном они имеют типично русское звучание, часть немецкое (шведское, голландское), есть польские (белорусские) фамилии и совсем немного - мусульманских.

Что и говорить, любопытно узнать собственную генеалогию, выяснить корни своей семьи и своих знакомых, связав это с биографией родного города. Надежда Николаевна Тагильцева, кандидат исторических наук, председатель ассоциации краеведческих организаций Урала, резонно задала на конференции "Березовский в истории России" вопрос: а почему именно сейчас возник интерес к изучению своей малой родины? Обходились же до сих пор макроисторией и писали диссертации на темы "Рабочий класс железной дороги в таком-то десятилетии"... Краеведение расцветает в периоды крушения общественных устоев, идеологии и культуры. Недаром ее золотым десятилетием считаются 20-е годы нашего века. Вспомним: Геракл смог победить Антея, только оторвав его от земли, лишив таким образом сил. Мы черпаем духовные силы в трудные моменты жизни в родной земле, в ее истории и культуре. Потому сегодня обращаемся к собственной истории с  широко распахнутыми глазами.

Москвичи в связи с юбилеем столицы придумали учебную дисциплину москвоведение. У петербуржцев есть петербурговедение. Как бы ни называлась конкретно дисциплина, ее общее имя - градоведение. Как считает Тагильцева, в изучении истории города должен быть социально-культурный подход. В частности, она пропагандирует идею культурного гнезда. Смысл ее в том, что рассказать, скажем, о Березовском можно и через биографию какой-то школы, театрального кружка, студии, коллектива, немало сделавших для города и горожан. Трудно не согласиться с Надеждой Николаевной, утверждающей, что краеведческий всеобуч надо начинать с младых ногтей. Музейные программы в состоянии понять дети с 4-летнего возраста. Это очень важная работа: как сказал академик С. Лихачев, народ, изучающий свой город, уже интеллигентный народ.

Материалов же для освоения истории Березовского вполне достаточно. Как сообщил участникам конференции научный сотрудник лаборатории истории, историографии и источниковедения Российской Академии наук Владимир Алексеевич Перевалов, три века назад все события, происходившие на Урале, скрупулезно документировались. Бумаги, именуемые столбцами, появлялись по всякому поводу. Потому в областном архиве по "горному царству" скопился с конца 17 века 1 миллион дел. Только документов, касающихся березовских приисков, с 1757 по 1917 годы появилось 2095. Много любопытных карт березовских земель, реки Пышмы, сохранившихся с конца 17 века. О многом может рассказать фонд полиции, список жителей деревни Шарташ, датированный 1724 годом и включающий в себя фамилию Маркова: старообрядцы отказались тогда присягнуть Екатерине I после смерти Петра I. Хотя и мало литературы, но все же можно кое-что почитать о Березовском и в областной библиотеке имени Белинского. Много времени и сил отдали сбору материалов о нашем городе краеведы С. Опенкина, А. Мякишев, сегодня активно занимается историей Березовского и пропагандирует ее В. Гудов. Мы должны быть им благодарны: без прошлого нет будущего.

Научная конференция такого рода - первая в своем роде. И прошла она по инициативе регионального движения "Наш дом - наш город". Нельзя сказать, что уровень ее был весьма высок: все же для подготовленной аудитории было не так уж много открытий, новой информации. Тем не менее первый блин - не комом. Прозвучала идея проведения петряевских чтений. Почему бы нет? Краевед Е. Д. Петряев родился в Березовском заводе, жил на Вятке, сегодня там проходят петряевские чтения, объединяющие исследователей малой родины, родного отечества. И будет логично, если и у нас возникнет общество любителей истории, которое могло бы популяризировать творческий поиск наших краеведов.

Л.ЯНЧУРИНА.
НА СНИМКАХ: исторические места Березовского.
Фото А. Паршина
// Березовский рабочий. – 1998. – 3 декабря. – С. 2

к началу