Краеведческая работа и туризм

Не случайно городской отдел управления образования всегда уделял большое внимание туризму в учебно-воспитательной работе со школьниками. При Доме пионеров и школьников была должность методиста по туризму, которую в разные годы занимали Т.М. Плотникова, Д.С. Алексеев, В.И. Еремина. А во многих школах города и поселков работали туристические кружки, которые возглавляли учителя-энтузиасты Т.Ф. Анкудинова, Л.А. Кондратьева, А.П. Кокоулина, М.Г. Кулькова, Е.К. Коробицына, В.Д. Фрезе, Л.Д. Роснякова, М.Д. Дорохина, Л.И. Зайцева, Н.А. Павлова и др.

Мощное развитие получил в 1980-е гг. спортивный туризм. Тогда было совершено множество категорийных спортивных походов по Алтаю, Средней Азии, озеру Байкал, Северному и Южному Уралу. Инициативными и увлеченными организаторами походов были В.А. Арапов, Г.В. Кремлева, Н.А. Гусарова, Л.И. Кашин, В.Л. Кашин, И.Ю. Ковалева. На областных туристских соревнованиях команды города много лет занимали призовые места по водному, пешему и лыжному видам туризма.

Широка была география экскурсионных туристских поездок: Москва, Ленинград, Нижний Новгород, Владимир, Бишкек, Алма-Ата, Ташкент, Баку, Волгоград, и многие другие города СССР.

С 1992 г. для улучшения туристско-краеведческой работы и координации деятельности образовательных учреждений был организован Центр туристско-краеведческой работы как учреждение дополнительного образования. Директором стал военный летчик в отставке Л.И. Кашин. Доброй славой у детей пользовались руководители и организаторы туристических походов: Н.А. Кротова, В.Л. Арапов, Н.В. Васенина, В.И. Еремина, Г.Л. Зырянова, Т.В. Секарева, А.Х. Хаматьянова, Л.И. Кашин, А.В. Величко, Н.Б. Харламова, A.M. Зеленина, Н.К. Пятакова.

В прошлом организатором краеведческой работы была С.С. Опенкина, учитель школы № 1, благодаря усилиям которой был создан музей золотоплатиновой промышленности Урала. В настоящее время в каждой школе есть музей и музейный уголок. У истоков их создания были Д.А. Берест, Л.И. Маркова, Т.Ф. Анкудинова, М.Н. Шакирова, Л.М. Фокина, Н.Г. Кулькова.

С 1996г. новым направлением работы стала экология. Здесь многое сделано учителями-энтузиастами Р.И. Ачимовой, М.М. Садрисламовой, Л.В. Ивановой, А.П. Кокоулиной.

В начале 2000-х гг. туризм и краеведение стали ближе к школам. Появился целый ряд новых тем в краеведении: «Березовский - край русского золота» (Н.В. Васенина), «Моя тихая Родина» (М.Н. Шакирова). Появились более совершенные формы работы: туристические соревнования по видам и элементам туристской техники, краеведческо-экологические игры, конкурсы, олимпиады и т.д.

В 2005 году ЦДЮТ был реорганизован, произошло объединение с Центром детского творчества. Сейчас «живыми» остаются только два направления - краеведение и экология, остальные сошли на нет.

(По материалам И.Ю. Ковалевой // Березовский. Образование. Век прошлый. Век настоящий: альбом. – Екатеринбург: Сократ, 2010. – 159 с.: фото. – С. 133-134)

Марковский турнир

Турнир проводится с весны 2006 года по инициативе туристического агентства «Aurum» - руководитель Евгений Валерьевич Лобанов.

Яркая завлекательная игра для детей на тему краеведения

Цель организации: вовлечение школьников в процесс познания родного края.

Название этому мероприятию было предопределено находкой в 1745 году самородного золота крестьянином Ерофеем Марковым, а первым директором Пятой Березовской школы-гимназии, где и стал проводиться турнир была Лидия Ивановна Маркова. Темой Первого Марковского турнира «Золотые дайки» стала история добычи золота на Урале. Второй Марковский турнир был посвящён теме «Золотые люди земли золотой». Главной темой Третьего Марковского турнира стала: «Город наш - ты нами так любим!», о современном Березовском.

Участники турнира – команды, состоящие из учащихся школ города.

Победителям турнира  вручаются денежные премии, а также выдаются почётные грамоты и медали.

Опёнкинские чтения

Проводятся с 1997 г.

Цель: - создание благоприятных условий для самореализации подростками их интеллектуальных способностей и интересов в области краеведения.
«Опенкинскими» чтения были названы в честь Сильвы Семеновны Опёнкиной,  которая в 1951 г. организовала в школе краеведческий кружок, а через 6 лет - школьный музей. Заложила основу городского музея (ныне - Музей золотоплатиновой промышленности Урала). Начав собирать материал об участниках Гражданской и Великой Отечественной войны, сумела сплотить вокруг себя коллектив единомышленников. Лауреат премии имени Н. К. Чупина (1982).

Участники чтений –  учащиеся школ города, дворовых клубов, центра детского творчества.

к началу