Выставки и экспозиции

Красной кистью рябина зажглась

Как не вспомнить цветаевские строки, глядя на эти роскошные гроздья. Рядом рассыпались медовые ягоды облепихи. Хорош и букет осенних цветов. Яркие краски, оригинальные композиции - дух праздника витает в зале музея золотоплатиновой промышленности, здесь гостит передвижная выставка "Уральская лаковая живопись 19-20 веков". Ее открывают подносы, прялки, бураки, валики для стирки белья, ведра для воды, дверца шкафа, выполненные в конце прошлого столетия, а также фотографии сундуков, других предметов быта горнозаводского люда. А далее уже идут подносы, туески, изготовленные современными мастерами Нижнего Тагила. На одних - натюрморты, на других - бытовые сценки, одна из них мило называется "Ехал Ваня на гулянье". Ряд работ авторские, другие - плод коллективного творчества той или иной артели, мастерской.

Подносный промысел в Нижнем Тагиле возник в середине 18 века. А в 1795 году уже 12 лакировочных фабрик выпустили свою "живописную" продукцию. Родоначальником же дела считают А. С. Худоярова, крепостного Демидовых. Он изобрел "хрустальный" лак, который "на железе, меди и дереве нимало не трескается". Живописец обучил и своих детей этому искусству. Худояровы дали четыре поколения мастеров, высококвалифицированных и самобытных. В начале 19 века при заводе Демидовых в Нижнем Тагиле открыли художественную школу. Ученики копировали картины, гравюры, эстампы, присылаемые из Петербурга, что наложило отпечаток на характер тагильской лаковой росписи. Подносный промысел был дополнением заводского труда мастеровых. Они делали искусные столики, подносы, самовары, чайники, чашки, стаканы, подносные доски. Использовали черный лак, придающий особое благородство изделиям. Формы ранних железных подносов были самыми разными, четырехугольные, овальные, восьмиугольные с высокими бортами, литыми ручками. Подносы-картины представляли собой сцены героического и романтического содержания. В первой половине 19 века превалировала цветочная живопись: яркий фон, большие свободные поверхности поля и компактные группы цветов.

Краски для своих работ мастера готовили из местных минералов и глин. Обилие зеленых тонов связано с открытием в 1814 году на склоне горы Высокой крупного месторождения малахита, низкие сорта которого употреблялись для красок. Продукция уральцев расходилась через Ирбитскую и Нижегородскую ярмарки во многие губернии России.

Во второй половине прошлого века выпуск художественных изделий падает, секрет худояровского масляного лака утрачен. В начале нынешнего столетия из-за кризиса уральской промышленности Нижнетагильский завод не мог дать кустарям нужного количества металла. Подносный промысел переживал упадок, многие приемы и секреты мастерства были безвозвратно утеряны. Уральцы поехали в Жостово, но заимствование приемов жостовской росписи не пошло на пользу. Однако потихоньку народный промысел возвратился. И сегодня радуют наш глаз яркие цветы, ветки с перистыми листьями, бутоны и аппетитные ягоды, окаймленные золотистыми лепестками. Нарядные подносы, делающие нашу жизнь праздничной и красивой.

Л. ЯНЧУРИНА
// Березовский рабочий. – 1996. – 15 июня. – С. 3

к началу