Выставки и экспозиции

Дыша духами и туманами

Строгая и гордая Хозяйка Медной горы в малахитового цвета платье с примостившейся на подоле ящеркой вдруг будто улыбнулась и мило пригласила в зал. И я отправилась в путешествие во времени и в пространстве, заполненном фантазией и талантом художника. Вот прогремели тяжелые доспехи рыцарей пятнадцатого века. На них настороженно взглянула чопорная дама средневековья с пышным гофрированным воротником на костюме. Чуть насмешливо оценила ее наряд сверстница из века восемнадцатого, возможно, очередная фаворитка французского короля с"метровой" прической на голове. Скромные и воспитанные горожанки девятнадцатого века, зная себе цену, тоже решили участвовать в параде одежды.

Это - куклы-модели. Их задача - показать исторические костюмы. Но они представляют лишь часть персональной выставки "Карнавал прекрасных дам" Ирины Алексеевой, открывшейся в Березовском музее золото-платиновой промышленности. Уникальная экспозиция кукол удивляет многожанровостью. Тут представлены сказочные персонажи, любимые детворой, - Красная Шапочка, Царевна-Лягушка, Шехерезада, Золушка. Ей, как и многим другим своим героиням, Ирина Викторовна посвятила стихи:

Вдруг мгновение застыло:
Волшебства момент настал,
-И в карете золоченой
Золушка спешит на бал.

А вот - целая компания невест, легко опровергающих наше стандартное представление о девушках в белых подвенечных платьях. Немало в галерее кукол и характерных героев: клоунесса с лицом-маской, женщина-вамп, "новая русская", демонстративно выставившая свои меха и бриллианты, шансонетка, поставившая свою изящную ножку в высоченный бокал... Сплошные восклицания вызывают куклы-картины. Так, танцовщица, кажется, сию минуту выпорхнет из ставшей ей тесной рамы и умчится на простор жизни.

Вроде несерьезный это материал - куклы, а сколько философии они могут нести! "Мама плачет" - так называется одна из композиций Алексеевой. Отчаявшаяся женщина рыдает, сгорбившись и закрыв лицо руками. Но поддерживают ее две пухлые детские ручки, которые не дадут ей уйти из жизни. Описывать все 140 экспонатов выставки нет возможности, впрочем, нет и нужды: что толку пересказывать картины великого живописца, лучше один раз увидеть шедевр или хотя бы его копию. У нас же есть реальный шанс познакомиться не только с копиями, но и с самими оригиналами.

Четыре года екатеринбурженка И. Алексеева собирает свою коллекцию. А начиналось все просто: для дочери Светланы нужно было купить на день рождения куклу. Цена на Барби отпугивала, и мама решила взять "бедную родственницу" заокеанской красавицы - Джессику. За одну ночь Ирина Викторовна превратила дурнушку в королеву бала, соорудив ей наряд из кусочка новой тюли. Именинница и ее подружки потеряли дар речи, увидев подарок. И сегодня такие простые и стандартные куклы служат мастеру основой ее потрясающих экспонатов. Каждый из них - индивидуальность. Красавицы рождаются благодаря кусочкам тканей, иногда дорогих, другой раз -дешевых, всевозможному подсобному материалу, иголке, ниткам, ножницам и, конечно, желанию приносить тихую, светлую радость детям и взрослым.

- Кукла для девочки - это не просто игрушка, это где-то на уровне общения: любимый ребенок, близкая подруга, всегда принцесса. У каждой куклы есть душа - душа ее хозяйки, - считает И. Алексеева.

Наверное, поэтому, такие одухотворенные лица у дам, невест, принцесс, что в них художница вкладывает частицу себя. Глядя на кукол, почему-то думаешь, что мастеру очень жаль своих современниц, усталых, обиженных, непонятых. В каждой из них дремлет образ Прекрасной Дамы, надо только его разбудить в себе. И куклами, чудными, возвышенными, Ирина Викторовна подталкивает к этой мысли и женщин, и мужчин.

Некоторые игрушки могут вызвать сомнение зрителей: Красная Шапочка и Мальвина выглядят, скорее, девушками на выданье, а Баба-яга, хоть и страшна лицом, но одета вся с иголочки. Мадонна, держащая на руках младенца, выставила напоказ длиннющие ноги в лосинах в обтяжку. Но трудно это отнести к недостаткам выставки. Может, именно такими видит своих героинь их создатель? Куклам, что и говорить, тесновато в витринах музея. Поэтому надо быть очень внимательным, чтобы, к примеру, не пропустить за спиной Двуликой Яны зеркало, где отразилось ее черное, оборотное лицо.

- Мне здесь все так нравится! - с детской непосредственностью восхищается экспонатами Женя Саженцева, девочка семи лет. - У меня тоже есть Синди, я ей шью платья, колготки. Но хочу, чтобы она стала такой же красавицей, как эти куклы.

Пиковая Дама, Королева Роз, Владычица Морская. Вы пришли в нашу действительность, чтобы украсить ее, сделать ее хоть немного светлее. Вы приносите счастье, будьте счастливы и сами.

Л. ЯНЧУРИНА.
НА СНИМКАХ: "Мама плачет";
кукла в костюме первой половины XVIII века
// Березовский рабочий. – 1996. – 12 ноября. – С. 1

к началу