Выставки и экспозиции

Будет ли «цветок каменный »?

Вазы, шкатулки, чаши, панно... Камера оператора областного телевидения поочередно замирала на предметах, изготовленных руками нашего земляка Владимира Сахнова. Только что от него отошла корреспондент „Седьмого канала", пришла моя очередь задавать вопросы.

Для тех, кто незнаком с Владимиром Сахновым, скажу, что ему тридцать восемь лет, он обучался в профессиональном училище по специальности „Резчик по камню", затем окончил Уральское художественное училище („Хотя в нем, - говорит Владимир Михайлович, - основной упор был на Скульптуру"). В 1979 первая большая выставка - „Русские самоцветы" (в ней участвовали мастера всей республики), а потом городские, областные, зональные выставки, в 1987-м - выставка в Москве.

Искусными мастерами, как всегда, становятся единицы. Вот и из двух групп выпускников камнерезного училища работают с камнем, по словам Владимира Сахнова, человек пять. Как всегда, перед художником есть два пути: заниматься художественным творчеством и делать деньги. И Владимира Михайловича жизнь заставляла подрабатывать в кооперативе. Он же считает, что основной продукт кооперативов - это более промышленные образцы тех же ваз и шкатулок и даже то, что изготовленные в этом кооперативе предметы „уехали" в Австрию и Италию, не показалось Владимиру достаточным, и он вновь стал работать в одиночку.

Сейчас Сахнов арендует мастерскую в ДК рудника, вкладывает свои деньги в оборудование: недавно купил станок, но тот так и стоит несобранный, не нашелся пока мастер, чтоб наладить его. Остальное же оборудование очень старое.

Материалы для обработки Владимир достает путем обмена, иногда приходится готовое изделие отдавать за кусок нового минерала. Относительно спокойный период добывания материала был у Владимира Сахнова во время его работы в должности художника-модельера на комбинате „Уралзолото": разрешалось покупать отходы. Сейчас же приходится искать камни по всей области и даже в Казахстане. Но что поделаешь? Уж очень красиво смотрятся вазы из родонита с хрусталем, из обсидиана: притягивает искусно отшлифованное вулканическое стекло.

У китайских камнерезов верхом мастерства считалось выточить вазу с такими тонкими стенками, чтобы она плавала в воде. Узнав это, Владимир решил изготовить такую вещь. Плавающая ваза из агата-переливта стоит за стеклом на выставке.

Есть у Владимира Сахнова и скульптурные работы. В березовском музее стоят созданные им бюсты жены, сына, романтическая фигура девушки. Он увлекается живописью и графикой. Но основное - это, конечно, работа с камнем,

- А ваш „каменный цветок" еще впереди? - спросил я.

- Надеюсь, что все лучшее в будущем. Но пока я прервал большое творчество – зарабатываю на жизнь. Сегодня без этого не обойтись.

- Не хотите ли продать какие-то вещи с этой выставки?

- Бывают у меня представители кооперативов, предлагают деньги, но я до сих пор не знаю настоящей цены этим предметам. Да и жалко их продавать, хотя многие современные буржуа о удовольствием вкладывают деньги в изделия из камня. Я охотно стал бы сотрудничать с людьми, которые помогут материалами и оборудованием, но разговоры с кооперативами и малыми предприятиями заканчиваются лишь предложениями свозить куда-нибудь выставку.

Видимо, нам долго еще не уйти от этой реальности, когда талантливых людей готовы эксплуатировать, но не помогать им развивать свое искусство. Еще долго будет жить общественное мнение: „талант все равно пробьется".

А. ВОРОНОВ
// Березовский рабочий. – 1992. – 20 февраля. – С. 1

к началу