Выставки и экспозиции

Живой источник

Свой рассказ о посвященной 60-летию образования СССР выставке самодеятельного изобразительного и прикладного искусства, что открылась в Доме культуры «Мир» трактороремонтного завода, начну, пожалуй, с одного примечательного отзыва, записанного в книге посетителей: «Тамара Макеевна! Нy, какая же вы все-таки мастерица! Оказывается, у вас золотые руки...».

Вот такой неподдельный восторг и изумление сквозят почти в каждой записи. Эти же чувства возникли при осмотре экспонатов и у меня. Их здесь много, более двухсот, самых разнообразных по технике исполнения, материалу: живописные полотна и карандашные наброски, вышивка и строчные работы, выпиливание и выжигание, вязание и резьба по дереву, бересте, фотография и ткачество.

Обо всех экспонатах невозможно рассказать. Да и что расскажешь - надо их видеть. Не зря же мудрость народная гласит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Те, кто побывал на выставке, конечно, не жалеют о потраченном времени. Вот еще одна запись в книге: «Радостно видеть, что в поселке Монетном есть такие умельцы, люди неравнодушные к красоте окружающего. С какой любовью, например, сделаны детьми Игорем Налимовым и Валерой Зыряновым игрушки! Интересны миниатюрные работы А. Бушмелева. Не пройдешь и мимо творчества Мозолина. А до чего же хороши картины Бушмелева Леонида Федоровича, особенно натюрморт с флоксами, этюды!»

В большинстве отзывов, оставленных в книге, посетители выставки единодушны в оценке работ. В числе лучших называют они детские поделки, мягкие игрушки, сшитые Э. М. Беликовой, строчные работы Т. М. Ладейщиковой, кружевные дорожки, салфетки П. П. Довгань, картины, карандашные наброски Л. Ф. Бушмелева, работу по бересте П. И. Мозолина, по дереву - Н. И. Такулова, Е. Д. Лузгина.

Заводской художник Леонид Федорович Бушмелев кроме оформительской работы давно занимается живописью. Он участник многих городских выставок, так что с творчеством его знакомо немало березовчан. В нынешней экспозиции у него представлено более двух десятков работ. Не все из них, правда, равноценны, но главное, что их отличает, что проскальзывает буквально в каждом мазке и штрихе, - это активное, заинтересованное восприятие действительности. В мир ощущений художника жизнь входит всеми своими гранями. Кисть, карандаш с достаточной степенью мастерства воплощают их на холсте и бумаге.

Лиричны, проникнуты любовью к родному краю этюды Бушмелева. Они, правда, несколько мелковаты по формату но зато обладают высоким эмоциональным настроением, передавая в красках, то сочных и ярких, то приглушенных, настроение автора. Вот, например, крошечный этюд, изображающий солнечное морозное утро и группу лыжников, пришедших на соревнования для сдачи норм ГТО. А на этом кусочке картона - родной завод. Сквозь мглистую зимнюю ночь тепло светятся огни корпусов, спокойно поднимается ввысь дымок заводской трубы. Небольшой этюд этот читается, как гимн труду, созиданию, миру.

На мой взгляд, удалась Л. Ф. Бушмелеву и серия карандашных портретов земляков. Это не парадные портреты, а беглые зарисовки, но в них художник схватил главное - показал штрихи характера. Вот пожилой рабочий с обветренным лицом, вот спортсмен-общественник, женщина - ветеран труда... Менее получились другие графические работы. Хотя в них и видится попытка к художественному обобщению, однако не чувствуется композиционной стройности.

По-своему интересны работы и еще одного самодеятельного художника-монетнинца М. Т. Булдыгина. У него особая манера письма, свое мировидение окружающего. Картины ею напоминают чем-то народную лубочную живопись.

Другая половина экспонатов представляет собой, в основном, прикладное творчество. Запоминаются вещи, вышедшие из под резца Л. П. Белоусова, - кухонный набор, состоящий из двух разделочных досок и корытца, которые украшает резное кружево орнамента. Одобрение вызывает и увлечение II. И. Мозолина берестой. Уже само по себе обращение к древнему искусству резьбы по бересте похвально. Правда, рисунки, украшающие туески, кофейный и коньячный наборы, пока еще далеки от совершенства. Большей частью орнамент выполнен методом тиснения. Но, хочется надеяться, что автор этих работ продолжит свои занятия и будет совершенствовать мастерство, разрабатывая и в дальнейшем технику резьбы.

Приятно удивили меня на выставке работы А. Л. Бушмелева. Оказывается, не перевелись Левши и в наши дни. И монетнинский умелец с блеском доказал это, сумев поместить в стограммовую бутылку парусный корабль и изготовив миниатюрные копии пистолетов различных систем, размерами не превышающие сантиметра.

Остается пожелать участникам выставки дальнейших творческих успехов, как этого желают десятки людей, посетивших выставку. Заканчивая свои заметки, приведу слова благодарности из книги отзывов: «Молодцы, организаторы выставки! Проводите такие мероприятия каждый год - у вас есть что показать. Спасибо!»

В. УСТИНОВА
// Березовский рабочий. – 1982. – 2 дек. – С. 4

к началу